Профилактика суицидального поведения

Признаки суицидального риска

(особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей)

  • Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.
  • Предпочтение траурной или скорбной музыки.
  • Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний.
  • Разговоры об отсутствии ценности жизни.
  • Фантазии на тему о своей смерти.
  • Интерес, проявляющийся косвенно или прямо, к возможным
  • средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т. п.).
  • Прямые высказывания типа: «Я не могу этого выдержать»; «Я не хочу жить»; «Я хочу умереть и умру»; «Нет смысла жить дальше».
  • Косвенные высказывания типа: «Ничего, скоро вы отдохнете от меня»; «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня»; «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания.
  • Приобретение средств для совершения суицида.
  • Приведение в порядок или внезапное завершение долгосрочных дел.
  • Высказывания тяжелых самообвинений, утверждения о собственной беспомощности, безнадежности.
  • Написание прощальных писем.
  • Странное для окружающих, «прощальное» поведение с людьми.
  • Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.
  • Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.

 

Проявление признаков депрессии:

  • пониженное настроение, глубокая печаль;
  • резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость;
  • потеря аппетита; переедание;
  • повышенная сонливость; бессонница;
  • снижение тонуса организма, усталость, недомогание;
  • снижение внимания;
  • нерешительность;
  • апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим активный интерес;
  • социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость;
  • негативный фон отношения к себе: чувство вины, стыда, растерянности;
  • пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;
  • снижение полового влечения;
  • снижение эффективности труда (на работе, в учебе, в быту);
  • нарастание эмоционального напряжения.

Факторы суицидального риска

Принадлежность к группе риска или наличие других факторов  суицидального риска еще не означает склонности к суициду. Тем не менее каждый фактор должен быть принят во внимание. Особо бдительно следует относиться к их сочетанию или существованию в течение длительного периода времени. Если вы наблюдаете сочетание нескольких факторов риска с несколькими видами суицидального поведения — ваша помощь, скорее всего, крайне необходима. По крайней мере, выясните это!

Основные факторы суицидального риска:

1. предшествующая попытка суицида;

2. тяжелая морально-психологическая обстановка в коллективе, семье;

3. смерть близкого, любимого человека, разрыв значимых любовных отношений; неразделенная любовь; измена любимого человека; предательство близких;

4. прогрессирующая тяжелая болезнь (например, рак, СПИД и т. п.);

5. переживание острого кризиса;

6. эмоциональные нарушения (острые приступы паники, острое чувство вины, стыда и т. п.);

7. психические заболевания; выраженные акцентуации личности;

8. алкоголизм (25% алкоголиков кончают жизнь самоубийством); наркомания; воспитание в семье, где есть алкоголики, наркоманы, психические больные;

9. отверженность в детстве;

10. ранняя потеря матери или обоих родителей, особенно в результате самоубийства;

11. совершение уголовно-наказуемого поступка;

12. получение увечий, необратимых травм (потеря зрения, слуха и т. п.);

13. психическая травма в результате насилия;

14. боязнь позора;

15. значительные материальные и бытовые трудности;

16. сниженная адаптивная способность к изменениям;

17. принадлежность к группе риска (в наибольшей степени — гомосексуалисты, заключенные в тюрьмах, военнослужащие, врачи).

 

Суицидальное поведение детей и подростков

    Для детей характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти(!) здоровых подростков.

Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков:

1) Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

2) Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность.

3) Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

4) Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.

5) Боязнь позора, насмешек или унижения.

6) Страх наказания, нежелание извиниться.

7) Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

8) Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.

9) Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

10) Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).

 

Особенности суицидального поведения детей и подростков:

1. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие о смерти возникает у детей между 2—3 годами. В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно отъезду. Вместе с тем дети понимают, что это очень пугает взрослых и что это «очень плохо». Смерть близких осознается ребенком как следствие его «нехорошего» поведения. Это нередко приводит к чрезвычайно сильному чувству вины, что может стать травматичным опытом, который начнет влиять на всю после дующую жизнь человека. Поэтому ребенку, переживающему смерть близких, необходима специальная помощь по избавлению от чувства вины.

3. Возникающие печаль и грусть очевидны, достигают большой интенсивности, но продолжаются недолго.

4. Часто младшие школьники считают, что смерть является наказанием за плохие дела. В этом сказываются непреодоленный эгоцентризм и магическое мышление. Они считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой.

5. Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами и т. п. Более старшие подростки принимают мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицают реальность этой возможности.

6. Несерьезность, мимолетность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев детского и подросткового суицида.

7. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т. д.

8. Депрессивные состояния, которые в детском и подростковом возрастах проявляются иначе, чем у взрослых.

 

Признаки депрессии у детей

  • Потеря свойственной детям энергии;
  • внешние проявления печали;
  • нарушения сна;
  • ухудшение успеваемости;
  • снижение интереса к общению со сверстниками;
  • изменение аппетита или веса;
  • страх неудачи;
  • чувство неполноценности;
  • чувство «заслуженной отвергнутости»;
  • чрезмерная самокритичность;
  • агрессивное поведение.

Признаки депрессии у подростков

  • Печальное настроение;
  • чувство скуки;
  • чувство усталости;
  • нарушения сна;
  • неусидчивость, беспокойство;
  • фиксация внимания на мелочах;
  • чрезмерная эмоциональность;
  • замкнутость;
  • рассеянность внимания;
  • агрессивное поведение;
  • демонстративное непослушание;
  • склонность к бунту;
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками;
  • плохая успеваемость;
  • прогулы в школе.

 

Суицидальное поведение пожилых людей

Пожилой возраст является последним кризисом жизненного цикла, во время которого эго-идентичность человека сталкивается со множеством потерь и необходимостью постоянно приспосабливаться к ним при слабости адаптационных механизмов личности. Дополнительные факторы суицидального риска в пожилом возрасте:

  1. возраст;
  2. социальная изоляция;
  3. потеря (смерть) супруга;
  4. отсутствие поддержки близких людей (особенно детей);
  5. окружение людей с большим сочетанием факторов риска (например, больные люди в доме престарелых);
  6. депрессия.

Депрессии пожилых характеризуются фатальностью, особой беспомощностью, безнадежностью. Сниженная самооценка способствует возникновению отвращения к себе, окружающим и жизни в целом. Беспомощность выражается в неспособности контролировать значимые события или как-либо влиять на них. С возрастом она усугубляется утратой работы, здоровья или семьи. Употребление алкоголя существенно усугубляет депрессию. В пожилом возрасте перепады настроения во время депрессии встречаются реже. Те, кто кончают с собой в этом возрасте, устали от жизни и оставшиеся силы тратят на то, чтобы, пусть и в смерти, остаться хозяевами собственной жизни. По этой причине демонстративные попытки суицида пожилых встречаются редко, а методы самоубийств отличаются «запасом надежности» и повышенной жесткостью.

Для профилактики суицида в пожилом возрасте необходимо:

  1. Принять серьезность и реальность проблемы;
  2. вести постоянную психологическую поддержку;
  3. работать над повышением самооценки;
  4. работать над повышением ощущения своей социальной значимости;
  5. предпринять поиски (в виде рекомендаций обращения к специальным службам и организациям) улучшения уровня жизни.

Мифы и факты о суициде

Миф

факт

Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание. Настоящее самоубийство случается без предупреждения.

Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и, таким образом, «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей.

Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке .

Самоубийство - явление наследуемое, значит, все равно ничем не поможешь.

Оно не передается генетически. Человек использует агрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении.

Те, кто кончает собой, психически больны.

Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием.

Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы.

Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида.

Если человек в прошлом совершил

суицидальную попытку, то больше это не повторится, так что можно не бояться.

Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата.

Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это его дело.

Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидом они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда - о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, вине, бессилии и т. п.

Все самоубийства импульсивны, их

нельзя предвидеть и предупредить.

Большинство суицидентов вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим.

Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач.

Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть осуществлено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями.

Помощь подросткам с суицидальными наклонностями или совершившими попытку суицида:

  1. Вы должны оставаться самим собой. Иначе ваши разговоры и действия будут фальшивыми в глазах ребенка.
  2. В вашу задачу входит вступить с подростком в доверительные отношения, чтобы о смог рассказать вам, что у него на душе.
  3. Не столь важно, что вы говорите, важно, как вы говорите. Если вы не можете найти нужных слов, но искренне сопереживаете ребенку, ваш голос, интонация, мимика передадут ваши чувства.
  4. Говорите на равных, а не как старший.
  5. Не думайте, что вы должны что-то говорить, когда возникнет пауза. Молчание дает каждому из вас время подумать.
  6. Проявите искреннее участие, а не допрос с пристрастием. Простые и прямые вопросы «Что случилось?», «Что произошло?» будут мене угрожающими, чем сложные, Напоминающие допрос, вопросы.
  7. Направляйте разговор в сторону боли ребенка, а не от нее.
  8. Будьте на стороне ребенка. Не принимайте сторону людей, которым он причиняет боль или которые причиняют боль ему.
  9. Дайте возможность ребенку найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение и выход.
  10. И последнее. Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте рядом!

Самоубийство является сложным, многоплановым явлением. Сегодня оно представляет серьёзную проблему общественного здоровья, требующую постоянного внимания.

Профилактика самоубийств предусматривает повышение уровня знаний в этой области не только работников учебных заведений, но и родителей и всего общества в целом.

 

ЕСЛИ ВАМ НЕОБХОДИМА ПОМОЩЬ – ОБРАЩАЙТЕСЬ:

Государственное учреждение «Лунинецкий территориальный центр социального обслуживания населения»

г. Лунинец, ул. Фрунзе, д.6.

Заведующий отделением комплексной поддержки в кризисной ситуации Шестак Людмила Михайловна, тел. (801647) 6-52-81, к.22.

Психолог отделения комплексной поддержки в кризисной ситуации Гнедько Ольга Анатольевна, тел. (801647) 6-52-11, к. 25.

 (8-01647) 6-51-76 «горячая» линия;

Экстренную анонимную  психологическую помощь можно получить

по «ТЕЛЕФОНАМ ДОВЕРИЯ»

Минск:

Для взрослых

8 017 290 44 44 круглосуточно

8 017 290 43 70 круглосуточно

Для детей и подростков

8 017 246 03 03 круглосуточно

8 017 202 04 01 круглосуточно

 

Брестская область:

Брест

8 0162 40 62 26 круглосуточно

8 0162 20 15 55 круглосуточно

 

Печать

  • Республиканский конкурс

     

     

  • Лунинец здоровый город
  • Портал рейтинговой оценки

  • Брестский облисполком
  • Детский правовой сайт
  • Официальный сайт Республики Беларусь
  • БелТА
  • Единый портал элетронных услуг
  • Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
  • Совет Министров Республики Беларусь
  • Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
  • Республиканский конкурс

     

     

  • Лунинец здоровый город
  • Портал рейтинговой оценки

  • Брестский облисполком
  • Детский правовой сайт
  • Официальный сайт Республики Беларусь
  • БелТА
  • Единый портал элетронных услуг
  • Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
  • Совет Министров Республики Беларусь
  • Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Joomla веб-мастер