Профилактическая беседа на тему «Телефонное мошенничество» и «Защита персональных данных».
В отделении обеспечения дневного пребывания для граждан пожилого возраста ГУ «Лунинецкий ТЦСОН» для получателей социальных услуг оперуполномоченным отделения уголовного розыска криминальной милиции Лунинецкого РОВД старшим лейтенантом Кириллом Романовичем была проведена профилактическая беседа. Старший лейтенант рассказал, что жертвой мошенников может стать кто угодно, но самые уязвимые — пожилые люди. Мошенничество — это уголовное преступление, когда жертва отдает преступнику имущество или деньги. Обычно — добровольно, из-за обмана. Аферисты обманывают пенсионеров и при личном контакте, и дистанционно. Дистанционные мошенники используют для махинаций телефон, интернет, страницы в соцсетях и недобросовестную рекламу. Особые шпионские программы им не нужны: это дорого и сложно, а пенсионеры и сами выбалтывают данные для перевода денег. Чаще всего пенсионеров разводят с помощью электронных платежей или используют их персональные данные. Мошенничество с персональными данными — это когда их похищают или изменяют, чтобы получить права на имущество.
Оперуполномоченный РОВД рассказал о самых распространенных схемах мошенничества и о том, как родственникам с ними бороться. По смс примеры сообщений: «Вам по ошибке перечислили деньги — верните их через смс-банк»; «Вы выиграли в лотерею — следуйте инструкциям и получите выигрыш»; «Вам положена компенсация. Чтобы ее получить, отправьте смс...»; «Ваша карта заблокирована, для разблокировки отправьте в ответ...». Что нужно мошенникам: чтобы пенсионер отправил деньги или данные карты через смс. Что не нужно делать: блокировать родственнику входящие смс, отключать исходящие и мобильный банк. Опасны не сами смс, а то, что пожилой человек переведет аферистам деньги. К тому же в смс бывает что-то полезное: акции из супермаркетов, напоминания о записи к врачу, уведомления о зачислении пенсии и списаниях по карте. По телефону что говорят: - Мама/папа/бабушка/дедушка, я попал в беду! Нужны деньги на взятку / лечение / компенсацию пострадавшему. Это служба безопасности банка, по вашей карте обнаружена подозрительная активность, давайте отменим операцию. Продиктуйте номер карты, срок действия и пин-код. Мы из полиции: ваш внук кого-то сбил, нужна взятка пострадавшему. Вам положены компенсации, выплаты, надбавки и перечисления из бюджета. Нужно только комиссию оплатить. Поучаствуйте в беспроигрышной лотерее. Что нужно мошенникам: данные карты для перевода денег: номер, срок действия и CVV — трехзначный код на обратной стороне карты. Пенсионеры диктуют всю информацию голосом. Что не нужно делать: совсем отказываться от банковских карт. Деньги в банке защищены лучше, чем наличные под матрасом. Те вообще невозможно контролировать. Что делать: звонить сразу же родным и знакомым. А еще лучше, стереть с обратной стороны карты трехзначный код, чтобы знали его только дети. Для этого придется позвонить детям и спросить код. А они как раз и спросят, зачем он нужен.